В июльском выпуске журнала "Энерготех Экспо" вышла статья, в которой директор по стратегическому развитию Корпорации ПСС Максим Политов делится своим профессиональным мнением о текущем состоянии зарядной инфраструктуры в нашей стране и предлагает конкретные шаги для её улучшения.
Узнайте больше о том, какие вызовы стоят перед Россией в развитии сети зарядных станций и как можно ускорить этот процесс, прочитав полный материал ниже.
Тренд на электромобильность, безусловно, продолжает набирать обороты в нашей стране. Динамика прироста очень показательна: по итогам 2022 года в России было продано на 33% больше новых электромобилей, чем в 2021 году, а по итогам 2023 – уже в 4,7 раз больше, чем в 2022.
Вместе с тем, исследования и опросы водителей показывают, что одним из ключевых сдерживающих отрасль факторов является недостаточное развитие зарядной инфраструктуры. Попросту говоря, люди опасаются, что не смогут зарядить свой электромобиль так же легко, быстро и в любой нужный момент, как это происходит с бензиновыми авто.
Так ли это и что может изменить ситуацию, мы обсудим сегодня с нашим экспертом – Максимом Политовым, директором по стратегическому развитию Корпорации ПСС, одного из лидирующих в России производителей зарядного оборудования для электромобилей.
- Максим, скажите, имеется ли сейчас разрыв между числом электромобилей в нашей стране и числом станций, на которых их можно зарядить?
- Имеется большой разрыв между соотношением числа электромобилей и общего числа автомобилей в России – электромобилей пока всего 0,1%. В Норвегии, например, электромобилей более половины, в Германии – каждый четвертый, в Китае – уже почти половина. Однако по соотношению числа электромобилей и числа зарядных станций у нас довольно-таки неплохая статистика – 5 машин на 1 зарядку. И это, конечно, благодаря государственной программе субсидирования развития зарядной инфраструктуры. Поэтому я считаю, что проблема недостатка станций для зарядки стремительно решается сейчас. И на первый план выйдет уже не проблема количества станций, а качества их работы и профессионализма производителей.
- Качественная работа станций – прямое следствие профессионализма производителя?
- Не совсем так. В процесс зарядной сессии, несмотря на ее кажущуюся простоту «вставил-нажал-заряжает», вовлечено большое количество участников. Человек, его телефон, ПО электромобиля, ПО зарядной станции, оператор зарядной станции, его мобильное приложение, оператор сотовой связи, банк – все они взаимодействуют между собой, чтобы зарядить электромобиль. И как в любом взаимодействии могут происходить сбои, начиная с того, что водитель неправильно вставил зарядный кабель в машину и заканчивая плохим качеством связи. Из-за этого цепочка коммуникации между участниками может нарушаться, и зарядная сессия не начинается. Однако независимо от причины сбоя обычно резюмируют: «станция не работает!». Поэтому понятие «профессионализма производителя» мы в Корпорации ПСС трактуем шире, чем просто хорошо изготовленное оборудование. Профессионализм для нас – это максимальная вовлеченность в свое дело, в цели и задачи отрасли, в формирование культуры пользования зарядками. Именно поэтому мы активно участвуем в разработке норм и стандартов для зарядной инфраструктуры на уровне министерств.
- А как клиент на себе ощущает вашу максимальную вовлеченность?
- Профессионализм – это быть рядом с клиентом и после того, как выполнил все свои обязательства по договору поставки. И не потому, что гарантия обязывает, а потому, что мы ценим и уважаем тех, кто верит в чистое будущее и инвестирует в развитие электромобильности. Быть на связи 24/7, обучать сотрудников клиентов, помогать с решением вопросов по техпрису, консультировать по получению субсидии – мы всегда рядом. Все наши клиенты, кто покупал у нас станции на 150 и более киловатт, успешно получили субсидии, вернув от государства до 60% от стоимости зарядных станций и до 30% от стоимости технологического присоединения.
Также профессионализм – это понимать, куда идет рынок; понимать, что будет востребовано клиентом в перспективе 2-3 лет и заниматься разработками, улучшать функционал продукта, чтобы предлагать нашему пользователю то, что будет ему полезно, даже если он сам еще не осознал потребности в этом. Общемировая практика показывает, что большим спросом пользуются зарядные хабы постоянного тока – несколько быстрых зарядных станций, расположенных в одной локации, имеющей хорошую инфраструктуру для комфортного ожидания во время зарядки: туалет, кафе, магазинчик.
Или зарядные хабы переменного тока – несколько десятков медленных зарядных станций, расположенных в паркинге торгового центра или на парковке жилого комплекса, чтобы можно было спокойно оставить электромобиль на зарядке на 3-4 часа или на ночь. Зарядный хаб постоянного тока на 680 киловатт у нас сейчас в стадии финального тестирования на производстве. После успешных тестов на собственных корпоративных электромобилях мы будем готовы предложить это решение нашим клиентам.
А зарядный хаб переменного тока с функцией регулировки мощности в зависимости от нагрузки на сеть и подключенных электромобилей у нас уже установлен у ряда клиентов, идет опытно-промышленная эксплуатация.
Личный опыт использования электромобиля и многочисленные чаты электромобилистов во всех регионах России показывают, что существует проблема зарядить электромобиль даже при наличии достаточного числа станций в городе, потому что бензиновые авто занимают под парковку места, предназначенные для зарядки электромобилей. Причины могут быть разные – невнимательность водителя, который попросту не заметил зарядную станцию, отсутствие информирующих знаков и соответствующей разметки, да и просто, к сожалению, своего рода хамство из разряда «мне надо – я тут встану». Для решения этой проблемы мы разработали и запатентовали решение, которое позволяет программному обеспечению станции распознавать тип паркуемого авто и голосом предупреждать ДВС-водителя, что он занял место для зарядки электротранспорта. При необходимости сможем отправлять фото нарушения в ГАИ.
- Число ваших установленных зарядных станций растет. Замечаете ли вы рост числа проблем, связанных с безопасностью эксплуатации этого оборудования? В мощных станциях ведь большие токи.
- Очень хороший и важный вопрос. Еще на этапе разработки мы решили для себя, что параметры безопасности будут важнейшими в нашей продукции – и мы разделили для себя понятие безопасность на три ключевых части: безопасность для человека, безопасность для электромобиля, кибер-безопасность.
И пристально следим за тем, чтобы все три направления этой безопасности не просто соблюдались, но и пополнялись новыми системами защиты, датчиками, ИИ-решениями. И кстати, брать на себя решение вопросов с инцидентами с оборудованием, даже если они произошли не по нашей вине, — это тоже часть профессионализма, я считаю.
У нас был случай, когда на нашей зарядной станции у Теслы во время зарядки сработал пиропатрон. Мы среагировали в течение 20 минут - вызвали за наш счет эвакуатор водителю, оплатили замену пиропатрона, были с ним на связи все время до момента восстановления машины. Позднее анализ причин произошедшего показал, что причиной разрыва пиропатрона была не некорректная работа зарядки, а сама машина. Но если вдруг такая ситуация повторится – мы все равно поведем себя также, потому что никогда не говорим своим клиентам и пользователям, столкнувшимся с проблемами на зарядке, «мы тут не причем». И они ценят это.
Например, тот теславод со сработавшим пиропатроном продолжает регулярно заряжаться на наших зарядках и периодически упоминает нас в соцсетях в очень положительном ключе.
- Максим, судя по всему, спрос на зарядки будет только расти. Готово ли ваше производство обеспечить требуемые объемы?
- Безусловно. Сейчас мы выстроили производство так, что в пиковые периоды выпускали по 160 быстрых станций в месяц, но при необходимости могли и больше.
А расчетная производительность медленных станций – до 1000 штук в месяц. Причем скорость выпуска удалось нарастить с сохранением, если даже не с увеличением, качества продукции.
Однако опыт прошлых периодов показал, что бывают месяцы, когда отгрузки превышают нашу производительность. Особенно мы с этим сталкивались во второй половине года, когда многие инвесторы нашли-таки локации для размещения под субсидии и стараются как можно скорее получить станции от производителя, чтобы успеть установить их и подготовить всю требуемую отчетную документацию. Тогда сроки поставки, которые просит клиент, сокращаются до 3-5 дней.
Понимая и предвидя подобную потребность клиента, мы поддерживаем в наличии на складе приличный объем станций в базовых популярных цветах и с самыми востребованными комбинациями разъемов.
Да, это своего рода заморозка оборотных средств, но как я уже говорил, мы идем на это, чтобы обеспечивать клиенту решение его задачи. Слышать от человека, переспрашивающего два раза: «Вы что, правда, сможете отгрузить мне станцию послезавтра?!» - бесценно и очень приятно.
- Но если вы продаете из наличия – значит клиент получит стандартную «пустую» станцию без признаков фирменного стиля? Все ли на это готовы?
- Мы отгрузили клиентам более 1000 быстрых зарядок. Из них без фирменного клиентского брендирования было не более 10 станций, и то потому, что так требовал покупатель. Даже станции из наличия уходят от нас оформленными по согласованному с клиентом макету в короткие сроки.
Комбинируя технологии окраски, закаленного стекла, пленки с усиленной адгезией и креативность нашей службы маркетинга, нам удается каждую станцию сделать красивой и неповторимой. У нас на производстве есть огромный коллаж из фотографий всех наших станций, и он продолжает расти, вдохновляя наших сотрудников на новые и бОльшие свершения.
- Максим, спасибо, что поделились своим опытом! Будем рады снова встретиться с вами и узнать новое о профессиональных успехах Корпорации!
- Подытоживая, могу сказать, что оттенков профессионализма в разработке, производстве, установке и эксплуатации зарядных станций – очень много, говорить о них можно долго. И лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Мы всегда рады гостям на нашем производстве – ведь тогда люди не просто узнают, как устроена наша работа, но и на себе ощущают тот дух единения, позитива и профессионализма, который царит в нашей компании.
Узнайте больше о том, какие вызовы стоят перед Россией в развитии сети зарядных станций и как можно ускорить этот процесс, прочитав полный материал ниже.
Тренд на электромобильность, безусловно, продолжает набирать обороты в нашей стране. Динамика прироста очень показательна: по итогам 2022 года в России было продано на 33% больше новых электромобилей, чем в 2021 году, а по итогам 2023 – уже в 4,7 раз больше, чем в 2022.
Вместе с тем, исследования и опросы водителей показывают, что одним из ключевых сдерживающих отрасль факторов является недостаточное развитие зарядной инфраструктуры. Попросту говоря, люди опасаются, что не смогут зарядить свой электромобиль так же легко, быстро и в любой нужный момент, как это происходит с бензиновыми авто.
Так ли это и что может изменить ситуацию, мы обсудим сегодня с нашим экспертом – Максимом Политовым, директором по стратегическому развитию Корпорации ПСС, одного из лидирующих в России производителей зарядного оборудования для электромобилей.
- Максим, скажите, имеется ли сейчас разрыв между числом электромобилей в нашей стране и числом станций, на которых их можно зарядить?
- Имеется большой разрыв между соотношением числа электромобилей и общего числа автомобилей в России – электромобилей пока всего 0,1%. В Норвегии, например, электромобилей более половины, в Германии – каждый четвертый, в Китае – уже почти половина. Однако по соотношению числа электромобилей и числа зарядных станций у нас довольно-таки неплохая статистика – 5 машин на 1 зарядку. И это, конечно, благодаря государственной программе субсидирования развития зарядной инфраструктуры. Поэтому я считаю, что проблема недостатка станций для зарядки стремительно решается сейчас. И на первый план выйдет уже не проблема количества станций, а качества их работы и профессионализма производителей.
- Качественная работа станций – прямое следствие профессионализма производителя?
- Не совсем так. В процесс зарядной сессии, несмотря на ее кажущуюся простоту «вставил-нажал-заряжает», вовлечено большое количество участников. Человек, его телефон, ПО электромобиля, ПО зарядной станции, оператор зарядной станции, его мобильное приложение, оператор сотовой связи, банк – все они взаимодействуют между собой, чтобы зарядить электромобиль. И как в любом взаимодействии могут происходить сбои, начиная с того, что водитель неправильно вставил зарядный кабель в машину и заканчивая плохим качеством связи. Из-за этого цепочка коммуникации между участниками может нарушаться, и зарядная сессия не начинается. Однако независимо от причины сбоя обычно резюмируют: «станция не работает!». Поэтому понятие «профессионализма производителя» мы в Корпорации ПСС трактуем шире, чем просто хорошо изготовленное оборудование. Профессионализм для нас – это максимальная вовлеченность в свое дело, в цели и задачи отрасли, в формирование культуры пользования зарядками. Именно поэтому мы активно участвуем в разработке норм и стандартов для зарядной инфраструктуры на уровне министерств.
- А как клиент на себе ощущает вашу максимальную вовлеченность?
- Профессионализм – это быть рядом с клиентом и после того, как выполнил все свои обязательства по договору поставки. И не потому, что гарантия обязывает, а потому, что мы ценим и уважаем тех, кто верит в чистое будущее и инвестирует в развитие электромобильности. Быть на связи 24/7, обучать сотрудников клиентов, помогать с решением вопросов по техпрису, консультировать по получению субсидии – мы всегда рядом. Все наши клиенты, кто покупал у нас станции на 150 и более киловатт, успешно получили субсидии, вернув от государства до 60% от стоимости зарядных станций и до 30% от стоимости технологического присоединения.
Также профессионализм – это понимать, куда идет рынок; понимать, что будет востребовано клиентом в перспективе 2-3 лет и заниматься разработками, улучшать функционал продукта, чтобы предлагать нашему пользователю то, что будет ему полезно, даже если он сам еще не осознал потребности в этом. Общемировая практика показывает, что большим спросом пользуются зарядные хабы постоянного тока – несколько быстрых зарядных станций, расположенных в одной локации, имеющей хорошую инфраструктуру для комфортного ожидания во время зарядки: туалет, кафе, магазинчик.
Или зарядные хабы переменного тока – несколько десятков медленных зарядных станций, расположенных в паркинге торгового центра или на парковке жилого комплекса, чтобы можно было спокойно оставить электромобиль на зарядке на 3-4 часа или на ночь. Зарядный хаб постоянного тока на 680 киловатт у нас сейчас в стадии финального тестирования на производстве. После успешных тестов на собственных корпоративных электромобилях мы будем готовы предложить это решение нашим клиентам.
А зарядный хаб переменного тока с функцией регулировки мощности в зависимости от нагрузки на сеть и подключенных электромобилей у нас уже установлен у ряда клиентов, идет опытно-промышленная эксплуатация.
Личный опыт использования электромобиля и многочисленные чаты электромобилистов во всех регионах России показывают, что существует проблема зарядить электромобиль даже при наличии достаточного числа станций в городе, потому что бензиновые авто занимают под парковку места, предназначенные для зарядки электромобилей. Причины могут быть разные – невнимательность водителя, который попросту не заметил зарядную станцию, отсутствие информирующих знаков и соответствующей разметки, да и просто, к сожалению, своего рода хамство из разряда «мне надо – я тут встану». Для решения этой проблемы мы разработали и запатентовали решение, которое позволяет программному обеспечению станции распознавать тип паркуемого авто и голосом предупреждать ДВС-водителя, что он занял место для зарядки электротранспорта. При необходимости сможем отправлять фото нарушения в ГАИ.
- Число ваших установленных зарядных станций растет. Замечаете ли вы рост числа проблем, связанных с безопасностью эксплуатации этого оборудования? В мощных станциях ведь большие токи.
- Очень хороший и важный вопрос. Еще на этапе разработки мы решили для себя, что параметры безопасности будут важнейшими в нашей продукции – и мы разделили для себя понятие безопасность на три ключевых части: безопасность для человека, безопасность для электромобиля, кибер-безопасность.
И пристально следим за тем, чтобы все три направления этой безопасности не просто соблюдались, но и пополнялись новыми системами защиты, датчиками, ИИ-решениями. И кстати, брать на себя решение вопросов с инцидентами с оборудованием, даже если они произошли не по нашей вине, — это тоже часть профессионализма, я считаю.
У нас был случай, когда на нашей зарядной станции у Теслы во время зарядки сработал пиропатрон. Мы среагировали в течение 20 минут - вызвали за наш счет эвакуатор водителю, оплатили замену пиропатрона, были с ним на связи все время до момента восстановления машины. Позднее анализ причин произошедшего показал, что причиной разрыва пиропатрона была не некорректная работа зарядки, а сама машина. Но если вдруг такая ситуация повторится – мы все равно поведем себя также, потому что никогда не говорим своим клиентам и пользователям, столкнувшимся с проблемами на зарядке, «мы тут не причем». И они ценят это.
Например, тот теславод со сработавшим пиропатроном продолжает регулярно заряжаться на наших зарядках и периодически упоминает нас в соцсетях в очень положительном ключе.
- Максим, судя по всему, спрос на зарядки будет только расти. Готово ли ваше производство обеспечить требуемые объемы?
- Безусловно. Сейчас мы выстроили производство так, что в пиковые периоды выпускали по 160 быстрых станций в месяц, но при необходимости могли и больше.
А расчетная производительность медленных станций – до 1000 штук в месяц. Причем скорость выпуска удалось нарастить с сохранением, если даже не с увеличением, качества продукции.
Однако опыт прошлых периодов показал, что бывают месяцы, когда отгрузки превышают нашу производительность. Особенно мы с этим сталкивались во второй половине года, когда многие инвесторы нашли-таки локации для размещения под субсидии и стараются как можно скорее получить станции от производителя, чтобы успеть установить их и подготовить всю требуемую отчетную документацию. Тогда сроки поставки, которые просит клиент, сокращаются до 3-5 дней.
Понимая и предвидя подобную потребность клиента, мы поддерживаем в наличии на складе приличный объем станций в базовых популярных цветах и с самыми востребованными комбинациями разъемов.
Да, это своего рода заморозка оборотных средств, но как я уже говорил, мы идем на это, чтобы обеспечивать клиенту решение его задачи. Слышать от человека, переспрашивающего два раза: «Вы что, правда, сможете отгрузить мне станцию послезавтра?!» - бесценно и очень приятно.
- Но если вы продаете из наличия – значит клиент получит стандартную «пустую» станцию без признаков фирменного стиля? Все ли на это готовы?
- Мы отгрузили клиентам более 1000 быстрых зарядок. Из них без фирменного клиентского брендирования было не более 10 станций, и то потому, что так требовал покупатель. Даже станции из наличия уходят от нас оформленными по согласованному с клиентом макету в короткие сроки.
Комбинируя технологии окраски, закаленного стекла, пленки с усиленной адгезией и креативность нашей службы маркетинга, нам удается каждую станцию сделать красивой и неповторимой. У нас на производстве есть огромный коллаж из фотографий всех наших станций, и он продолжает расти, вдохновляя наших сотрудников на новые и бОльшие свершения.
- Максим, спасибо, что поделились своим опытом! Будем рады снова встретиться с вами и узнать новое о профессиональных успехах Корпорации!
- Подытоживая, могу сказать, что оттенков профессионализма в разработке, производстве, установке и эксплуатации зарядных станций – очень много, говорить о них можно долго. И лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Мы всегда рады гостям на нашем производстве – ведь тогда люди не просто узнают, как устроена наша работа, но и на себе ощущают тот дух единения, позитива и профессионализма, который царит в нашей компании.